понедельник, 13 июня 2016 г.

Как я учу детей читать...

Да, вот так неожиданно и негаданно... Объявилась.... СПАСИБО тем, кто не забыл, кто добавлялся в читатели, пока меня не было, кто переживал и писал на почту, звонил и слал посылки. Девочки, вы даже не представляете, как ВЫ мне помогали этим вниманием. И не представляете, КАК я рвалась продолжить ведение блога и придумывала в уме различные сообщения весь год. Причин моего отсутствия было множество, но основная - Я ПАДАЛА БЕЗ ЗАДНИХ НОГ, ПРИХОДЯ ДОМОЙ С РАБОТЫ. Работа учителем первого класса из 29 человек - это оказалось для моего молодого, крепкого и оптимистичного организма прямо таки разрушительная. Слава Богу, сейчас я в отпуске.

И поэтому могу про школу говорить, а не переживать удачи и неудачи моих школьных детей.
Хотела поделиться моим скромным опытом работы над формированием навыка чтения у младших ребяток - первоклассников. Так как много лет работала учителем только чтения в началке (так получалось по нагрузке). Приходилось искать пути заставления и мотивирования ребяток на читательские подвиги.
НО опыт мой только для группы, коллектива, класса детей, Т.К. собственный отпрыск категорически отказался играть в любые игры, так как всегда чувствует подвох и посягательство на его свободолюбивую, отрицающую любые давления и правила, нетерпимую натуру.
Итак, приходят ребята в школу, а там.... Трам-пам-пам... Там работать нужно и делать то, что не хочется. И даже если ты с трёх лет читаешь книги и знаешь всё на свете, к концу первого полугодия маска прекрасности со школы сползает и остаётся что-то такое, непередаваемое словами. Не терпят люди и дети нажима, давления и угроз. Сразу встают в защитную позу.
Сейчас все трубят о том, что дети не читают. Раньше не трубили, поэтому все и читали. Вариантов не было. А сейчас сказать, что мой-то вон, читает килограммами как-то неудобно даже, ведь все кругом не читают и не хотят. Этот миф закрепился, образа читающего человека нет, человека рассуждающего и влюблённого в слово и книгу тоже. Жаль...
Я будучи по-моложе и по-трудолюбивие много лет искала способ как заставить читать (читать, как навык и читать, как потребность узнавать новое, общаться с автором, переживать) в классе ВСЕХ (и читать не по программе), но так чтобы никто не догадался, что это Я их заставила, а не ОНИ захотели. Вечный вопрос педагогики и дидактики. Не скажу, что нашла, но нащупала.
Итак, приходят ко мне первоклашечки, я с ними по-серьёзному сразу, никаких игр, всё по-взрослому и по-честному. Любимое слово "трудиться". Сама очень много читаю в это время в классе, актерствую.
Дети со спины, но всё равно нарушаю закон. Больше не буду
Читать не заставляю вообще (первый месяц), только хвалю (даже иногда переигрываю, Станиславский крикнул бы свою известную фразу) тех, кто умеет читать (таких сейчас в классах много), хвалю, апплодируем им, целую и обнимаю. То есть всячески эмоционально выделяю таких ребят. Тех, кто не читает, начинают поднимать глаза и заинтересованно хотеть так же. Всегда говорю фразу "Дома читают только те, кто хочет много знать, уметь и отлично учиться". И родителей настраиваю на это же.
Всегда есть в любом первом классе (у меня было 5 наборов) кто хочет, любит и уже умеет общаться с книгой, кто чувствует слог и легко схватывает правило чтения, схватывает навык. На них и делаю упор, они уже в союзниках.
Самое трудное в первом классе заставить читать слова, слоги, фразы несколько раз. А без многократного повторения одного и того же, НАВЫК не формируется. Вот и ревут дети дома над букварями, потому что учитель задала читать 5 слов 10 раз. А он каждое слово после восьмого прочтения читает, как первый. Потому что угол зрения не развит, артикуляционный аппарат страдает, память хромает и тому подобное... А родители становятся врагами, потому что бессильны, заставить не знают как, да и не заставляли вроде нас раньше, сами как-то читать учились.
Начинаю играть с детьми в игру "Гора чтения". Рассказываю про альпинистов, про то, как они не бояться трудностей, как много раз на тренировках повторяют одно и то же, чтобы быть на высоте в горах. Раздаю всем рисунок горы.
 
И сборник текстов "Учусь читать". Тексты специально подбирались, компоновались, редактировались и распечатывались для всех. В первом классе это столбики слогов, слов, предложений и небольших текстов. Здесь представлены сборники для работы в следующих классах.
Гора поделена на 12 ступенек, на каждую ступеньку есть лист для чтения. Задача ребёнка так отчитать лист, чтобы слова и слоги получались бегло (то есть читать нужно много раз), показываю образец, спрашиваю читать тех, кто точно покажет отличное чтение.
Так постепенно двигаемся по горе с читающими детьми, а на пятой ступеньке каждого ждёт небольшой подарок. Так вот после подарка первому, всем остальным становится невмоготу ждать. И ходят они толпами за мной на переменах, чтобы я послушала чтение. На уроке этому уделяется только пять первых минут, и слушаю я только тех кто громко читает вслух. Так ловятся множество зайцев: формируется навык чтения вслух, вырабатывается привычка читать и понимать в гуле чтения класса (так как чтение в началке чаще всего вслух), ну и работает мотивация. 
И вот, оно. Дети ходят за мной и дома читают сами эти листы, без угроз и нажима. Родители поддерживают, с ними создается "группировка единомышленников" на первом собрании.
Конечно, не все и не сразу. Некоторые родители не сразу понимают стратегию, но к концу года втягиваются все. 
Так вот, почему вся эта писанина на рукодельном блоге. Да потому, что подарки для ребят я делаю сама. Да, есть во мне капля дуризма-мазахизма. Вот что было в этом году. Тигрята-прищепки.
Игрушка эта многим моим ученикам пришлась по душе. Не первый раз тигрята - подарки на горе чтения.
А делаю я их по классной книге Н.Деревянко, А.Трошковой "Мягкая игрушка. Игрушки в подарок". У меня 3 такие книги из этой серии, такие замечательные, я много игрушек из них шила. И ученики мои на трудах тоже.


Вот такие тигрятки достались ребяткам (моим личным тоже, так как и старший и младшая захотели себе срочно).
А на самой верхней ступеньке тоже подарок. Закладка для настоящих читателей и читательский дневник. Закладки тоже мои, идея с интернета.

Про читательские дневники могу говорить бесконечно и петь им оду. Всех моих учеников приучала таким образом к каждодневному чтению. И учеников, которые категорически не читают и не заполняют очень мало, могу их перечислить по-фамильно. И родители потом благодарят и работники библиотек вспоминают, что только мои выпуски читают до 11 класса. Просто для себя и для души, а не по программе.
Но в первом классе труднее договориться с родителями насчёт дневников, слишком трудно у некоторых идёт домашнее дополнительное  чтение. Но ко второму классу заполняют все, кто-то каждый день, кто-то раз в неделю. Обманывают редко, и это легко вычисляется. Да и хвалю я только тех, кто заполняет. Поэтому ребята хотят получить похвалу все.
Каждую неделю в дневники я клею наклейки за работу. И ребята рисуют и оформляют дневники по своему желанию.
Конечно, это не вся работа над формированием навыка чтения. И обобщённый опыт у меня есть на уровне публикаций и конкурсов. Здесь я хотела показать рукодельную часть работы.
Может кому-то покажутся интересными мои идеи.
 Учусь замечать и запоминать.


19 комментариев:

  1. Анна, спасибо большое за Вашу статью!
    Это же прям наука научить читать! Столько секретов и уловок у хороших учителей!
    У нас все знакомые говорят, что сейчас ребенок уже должен читать при поступлении в 1 класс, что это теперь забота родителей. И вот Ване 4 года, и надо бы учить его читать. А может быть, Вы поделитесь, как именно играли с сыном, что ему предлагали. Буду очень благодарна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален автором.

      Удалить
    2. Наташа, со своим сыном МНОГО читали вслух. Прям ОЧЕНЬ МНОГО. Но учиться читать самому ему не очень-то и хотелось. Помог в 5 лет "Букварь" Н.С. Жуковой. Ничего лучше я пока не видела для обучения навыку складывания по слогам.
      Были у нас и кубики и азбуки разрезные. Буквы учили, слоги сливали. Пошёл в школу читающий по слогам. А в школе не заладилось у нас с каждодневным чтением, что только я не придумывала. И только сейчас в третьем читает без нажимов сам. Постоянно с книгой. Секрет почему сопротивлялся в первом, он мне так и не открыл.

      Удалить
  2. Аня, ты,конечно же, педагог от бога! Я помню ходила к шестилетке-первоклашке, который вроде как не умел читать и не хотел учиться читать. Я тогда ещё в педучилище училась, и как правильно учить читать, не знала.Он очень любил комиксы, было это в конце 90х. И стали мы по комиксам учиться читать, а потом плавно перемещались в букварь.Ходила я к нему 10 дней и вроде как читал. Но у меня не было цели научить любить читать, поэтому чем дело кончилось не знаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, в первом классе кроме любви к чтению нужно ещё и сформировать сначала навык чтения. А ведь это базовый навык.А это только каждодневным повторением одного и того же. А ребёнка так трудно заставить это делать.

      Удалить
  3. Аня, ты - чудо! Этот пост совершенно не о чтении, он о большой любви к своим ученикам и глубокой преданности своему делу.
    И выглядишь ты иначе, красииииииииивая)))))
    Ань, а что это такое: "мамина и папин тетрадь"? Это тоже читательские дневники?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, надпись "мамина и папина тетрадь" это про читательские дневники. И из 29 учеников эта надпись не действовала на родителей только 4-х. Процент небольшой, это радует.

      Удалить
  4. Очень любопытный пост. Заставляет посмотреть на ситуацию в 1 классе с другой стороны (я целый год размышляла как мама первоклашки). Читать умеет, но не скажу что любит. Читает задания в журналах, но для читательского дневника приходится заставлять читать. Подскажите, пожалуйста, как на ваш взгляд правильно заполнять читательский дневник. Какой объем должен быть прочитан? какая литература? делать упор на умение изложить кратко прочитанное, или не важно что напишет, лишь бы был небольшой отчет о прочитанном?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, задания в журналах это очень хорошо!Главное, чтобы чтение вообще было. Ещё бы систему добавить. А любовь к книгам может прийти не сразу, может вообще не появиться. Но навык беглого чтения нужно сформировать для дальнейшего обучения.
      Для читательского дневника почти все сначала заставляют читать, это нормально. Привычка и потребность сформируется позже, только не отступайте. Про объём не скажу точно, у всех детей он индивидуален. Я своим ученикам называю время, а не количество. Они записывают сколько страниц прочитали за 20 мин, а потом за 30. У кого-то это будет 2 стр., а у некоторых 10.
      Насчёт литературы у меня ответ однозначный. Только классику советской детской литературы (хотя бы в начале). Это были редактированные, стилистически и научно выверенные тексты, тексты с цензурой и нравственной основой. Ещё и написанные грамотным, русским языком. Я ученикам печатаю список дополнительной литературы на год, они выбирают.
      Мои ученики пишут не отзывы, а рекламы книги для других. По желанию, и только в 3 и 4 классе. Раньше - это работа и так перегруженных родителей. А так я на уроке или преремене спрашиваю о главных героях, об основных моментах произведения, говорим о книгах. Ещё я в дневники читательские клею кроссворды и викторины про прочитанному ребенком произведению. У меня их накоплено ОЧЕНЬ много, почти по всем детским книгам.

      Удалить
  5. Анька привет!Так рада тебе!Слушай Ань,а дети все хотят после того,как ты сильно хвалишь,тоже уметь так хорошо читать?Это не работает наоборот?Ой,вообще тема такая сложная,говорить бы и говорить.Но зная тебя,зная как ты отдаёшься делу,выкладываясь полностью и даже больше,можно только пожалеть твоих детей и порадоваться,что ты в отпуске.Это ведь Овен,он будет через боль,через силу но делать всё на идеально,порой забывая,что есть дети свои собственные,и что им мама тоже нужна...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ленка, ты права про Овнов! И про собственных детей.
      А про чтение - это всё индивидуально, кто-то только в 5 классе вспоминает, как здорово было в началке, когда Анна Игоревна приставала с чтением. А кто-то и в 10 не вспоминает.Я стараюсь находить разные ходы. Один мальчишка у меня не читал вообще, а дома просто изводил всех. Мама ко мне в слезах ходила, мы с ней и игры придумывали и фокусы разные, и разные книги и подходы. НИЧЕГО не получалось. И помог Гарри Поттер. Мальчишка стал читать его сам, по жутким слогам, но читал. И научился. Читал медленно, но правильно. А потом оказалось, что он вообще талантливый чтец. И когда его мама (приемная, но такая РОДНАЯ)в 8 классе поехала на прием к губернатору области за благодарностью за сына, который выиграл областной конкурс чтецов, я рыдала. И поняла, что все не зря.

      Удалить
  6. Аня, я так рада твоему выходу в эфир!
    Спасибо, за твой опыт в массовом обучении чтению. Здорово! Олимп чтения - это круто. А какие милый тигрятки. И замечательные дневники чтения. У моего сына не было таких творческих фишек в первом классе))) А вообще, надо мотивировать родителей на чтение. Если родитель с книгой, то и ребенок тянется к этому процессу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, творческих фишек хоть отбавляй, но все равно тяжко.

      Удалить
  7. Спасибо огромное за такой нужный и позитивный пост! У меня это просто больная тема! Не хочет мой ребёнок читать(8лет,закончил 2 класс)! Совсем не хочет. У нас истерики и слёзы каждый день! Я нисколько не преувеличиваю! Такое чувство,что я его прошу не читать, а из окна выброситься-так рыдает! При этом я всегда с книжкой,старший брат с электронной,а он -ну никак! Но когда все таки удаётся уговорить или заставить (когда как!) почитать,он не может рассказать о чем он прочитал вообще. Допустим "Денискины рассказы". Если у него спросить о чем он прочитал,ответит- про Дениску! Это все! Скорость чтения 40 слов примерно... Я в отчаянии! Что делать? Помогите советом!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я бы сказала, отстаньте пока с чтением, хотя бы на месяц. Вообще. Подпишите договор, что он начнёт читать САМ с понедельника следующего месяца по 15 минут в день. У него скорее всего психологическая причина, отсутствие мотивации и желание утвердить свою правоту. Пока лето не говорите о чтении вообще. Поговорите о своём сожалении насчет чтения, о том, как прекрасно общаться с книгой,

      Удалить
  8. Спасибо огромное за такой нужный и позитивный пост! У меня это просто больная тема! Не хочет мой ребёнок читать(8лет,закончил 2 класс)! Совсем не хочет. У нас истерики и слёзы каждый день! Я нисколько не преувеличиваю! Такое чувство,что я его прошу не читать, а из окна выброситься-так рыдает! При этом я всегда с книжкой,старший брат с электронной,а он -ну никак! Но когда все таки удаётся уговорить или заставить (когда как!) почитать,он не может рассказать о чем он прочитал вообще. Допустим "Денискины рассказы". Если у него спросить о чем он прочитал,ответит- про Дениску! Это все! Скорость чтения 40 слов примерно... Я в отчаянии! Что делать? Помогите советом!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Анютка, привеееет!!! Как я рада тебе))) И пост какой чудесный!
    Потихоньку начинаем читать, не гоню, не заставляю, читаем на уровне слов и чтобы обязательно понять, что за слово получилось, что обозначает это слово и дальше говорим-говорим-говорим. В общем, я пока радуюсь нашим читательским успехам в пять-то лет)))
    29 человек - это для меня звучит как один сплошной подвиг, вот честно... Сама когда-то стояла перед классом... это было давно, и мне кажется, что сегодня это во сто крат труднее...
    Вот бы нам на следующий год такую же учительницу встретить на своем пути, вот бы было счастье!!!

    ОтветитьУдалить
  10. Аня, ну наконец-то появилась!!!! Как я тебе рада-то!!! А я все думаю, куда ты пропала? Ань, побольше бы таких учителей, как ты!!! У меня Санек на следующий год в 1 класс идет, а читать еще не умеет и буквы не все знает, чет я расслабилась на 3 ребенке. Поделки-подарки просто чудесны!!! Аня, как там ваш ремонт, уже все доделали? Пиши, не пропадай.

    ОтветитьУдалить